О Монтессори

  • 1

    О системе Монтессори

    Система раннего развития детей, Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.

    Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.

    Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя, или наставника, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.

    Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.

    Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!

    Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной, что позволяет им без труда поступать в самые разные школы!
  • 2

    Выпускники Монтессори

    В журнале Science в 2006 году были опубликованы результаты исследования, целью которого было провести оценку социального и академического влияния Монтессори-образования. В исследовании принимали участие дети последнего года обучения по двум уровням Монтессори-образования: дошкольное (от трёх до шести лет) и начальное (от шести до двенадцати лет). Исследования проводились в Монтессори-школе, расположенной в Милуоки, Висконсин, США. Авторы исследования, Анджелина Лиллард и Николь Ельз-Квест, в обеих группах проводили оценку познавательных, академических, социальных и поведенческих навыков, и пришли к выводу: по нескольким показателям дети, посещавшие государственную Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. К окончанию детского сада Монтессори-дети лучше справились со стандартными тестами навыков чтения, математики, на игровой площадке были чаще вовлечены в позитивные взаимодействия, показали более высокие социальные познания, исполнительные функции. Монтессори-дети также больше озабочены вопросами честности и справедливости. К концу начальной школы Монтессори-дети писали более творческие эссе с использованием более сложной структуры предложений, выбирали более позитивные ответы на вопросы, содержащие социальные дилеммы, и, по собственным ощущениям, испытывали большее чувство общности в школе.
  • 3

    Подготовленная среда

    Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым от него. Поэтому оборудование в доме или школе должно соответствовать росту, пропорциям и возрасту ребёнка.[4]

    Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Дети должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в детских садах по методу Монтессори даже используется хрупкий фарфор: дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность.

    Планировка Монтессори-класса должна отвечать определённым критериям. Основная цель – обеспечить условия для сосредоточенной работы и развития самостоятельности детей. Помещение должно быть просторным, студийной планировки. Помещение должно быть наполнено светом и воздухом, необходимо обеспечить достаточное освещение, приветствуется панорамное остекление для поступления дневного света. Цвета интерьера должны быть спокойными, нейтральными, не отвлекающими внимание детей или возбуждающими их. В Монтессори-классе обязательно должен быть доступ к воде. Раковины должны быть в зоне доступа ребёнка, унитазы – на доступной для ребёнка высоте либо оснащены подставками. В классе Монтессори на доступной для ребёнка высоте всегда присутствуют комнатные растения, чтобы дети могли ухаживать за ними.[5]

    Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своём окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.
  • 4

    Педагогические принципы

    СВОБОДА ВЫБОРА
    Право ребенка самостоятельно выбирать деятельность.
    • ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;
    • учится делать выбор;
    • учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;
    • свобода выбора формирует в ребенке инициативность;
    наряду с соблюдением правила «поработал - убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.

    НАЛИЧИЕ ПОЛНОГО КОМПЛЕКТА МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛА
    Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей определенной возрастной категории.
    Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды.
    • всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
    • максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;
    • взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).

    КОНТРОЛЬ ОШИБОК
    В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.
    • формирование адекватной самооценки;
    развитие поисковой активности ребенка, инициативности;
    • самоконтроль;
    • развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
    • проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно.

    МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ - ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ
    Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку).
    • максимально быстрое и эффективное усвоение задач материала ребенком;
    • возможность поэтапного освоения навыка;
    • развитие точности восприятия;
    • развитие концентрации внимания;
    • развитие памяти ребенка и умения работать по образцу;
    • развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего).

    НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ
    • Ребенок сам выбирает себе работу и время взаимодействия с материалом
    • Взрослый (педагог, родитель) помогает ребенку только тогда, когда помощь ему действительно требуется, не вмешивается в конструктивную деятельность ребенка, не нарушает его сосредоточенную работу
    • Материалы во время работы располагаются на столе или коврике.
    • Весь материал после работы возвращается на место в первоначальном виде.
    • Говорить достаточно тихо и спокойно. Не следует обращаться к ребенку или педагогу на расстоянии, необходимо подойдите ближе.
    • Во время показа материала ребенку взрослый находится на его уровне и сидит со стороны его ведущей руки. Важно выбрать место таким образом, чтобы не загораживать другим детям доступ к материалам.
    • Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и др.
    Следствия
    • приучение к порядку;
    • умение организовать свое рабочее место;
    • умение рационально использовать пространство;
    • умение нести ответственность за собственный выбор;
    • потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);
    • развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.
    Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины.

    РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ
    Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне.
    Подключать детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность.
    • Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);
    • дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;
    • формируется чувство взаимопомощи;
    • младшие имеют возможность учиться у старших;
    • старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности

    ДЕТИ - АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
    Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга.
    Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам.
    Такой вид работы способствует:
    • развитию уверенности в себе, самостоятельности;
    • удовлетворению потребности в чувстве собственной значимости;
    • развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению;
    • умению задавать вопросы и отвечать на них;
    • профилактике страха публичных выступлений;
    • развитию умения задавать вопросы и отвечать на них;
    • умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством.
  • 5

    Психологические принципы

    НЕ ДЕЛАЙ ЗА РЕБЕНКА ТО, ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ
    Помоги мне это сделать самому!
    Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам!
    Помощь взрослого должна быть минимальной.
    • уверенность в собственных силах;
    • самостоятельность,
    • решительность;
    • более интенсивное овладение и усвоение различных навыков;
    • формирование адекватной самооценки;
    • удовлетворение потребности во взрослении.

    ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК ВЗРОСЛОГО
    Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности.
    Проявлять свое отношение через собственные чувства.
    Научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность.
    • независимость от чьей-либо оценки;
    • формирование позитивного образа «Я»;
    • уверенность в себе;
    • умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;
    • ребенок работает с материалами только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.

    ОТСУТСТВИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МОТИВА
    Не сравнивать ребенка с другими.
    Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим».
    • формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «Я»;
    • самодостаточность;
    • уверенность в себе.
  • 6

    Заповеди Марии Монтессори

    1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
    2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
    3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
    4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
    5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
    6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
    7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
    8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
    9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
    10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
  • 7

    Подготовка к детскому саду

    Большинство современных родителей понимают, как важно грамотно подготовить ребенка к детскому саду. В нашем центре очень много внимания уделяют этому вопросу. Мы создаем условия для более плавной и мягкой адаптации.

    После группы «Вместе с мамой», в которой занятия проходили в присутствии мамы (папы, бабушки, няни), ребёнок плавно переходит в группу "Я сам", где он занимается в той же среде, с тем же Монтессори-педагогом, но уже без того взрослого, который ранее сопровождал ребенка во время занятия. К «Я самам» в гости на занятия периодически приходят старшие дети в сопровождении своего Монтессори-педагога. Младшие знакомятся со старшими, налаживают доверительные отношения с другим педагогом, малыши, в свою очередь, приходят на занятия к старшим и реализуют возможность взаимодействовать со взрослыми ребятами в разных видах деятельности будь то утренняя гимнастика, занятие по кулинарии, информационный круг.

    Повзврослевшие «Я самы» переходят в среду 3-6, где уже знакомый Монтессори-педагог и новая среда, больше деток в группе, а значит, приходится решать новые задачи. К трем годам у Монтессори-детей уже сформированы навыки самообслуживания, дисциплина. Дети всегда могут обратиться к педагогам за помощью или к старшим детям.
    Встречая детей в нашем Монтессори детском саду, мы хорошо видим разницу в степени социально-психологической готовности, в уровне и качестве наработанных навыков у детей, которым удалось до выхода в садик пройти все предлагаемые Центром ступени и теми, кому по каким-то причинам этого не удалось. Обычно адаптация таких детей проходит гораздо более длительно, но профессионализм педагогов позволяет сделать адаптацию таких детей максимально комфортной.

Оставьте заявку
Мы с вами свяжемся в течение 1 рабочего дня :)

Спасибо! Ваша заявка отправлена!